Google Website Translator Gadget

понедельник, 6 февраля 2012 г.

[AAR part III]"Сардинская авантюра" сэра Чарльза Харди

Часть III

Начались первые обмены выстрелами, британцы атакуют на дальней дистанции, Lenox, воспользовавшись, что турецкая линия была неоднородна (IV, I, IV, IV, III, III), а флагман турков немножко оторвался от остальной линии, обстрелял Gerçek, а Bellona обстреляла отставший Kahir.Впрочем, как и ожидалось стрельба на дальней дистанции была не эффективна.
Таким образом  Gerçek вел бой с двумя превосходящими его по орудиям (каждый) кораблями.

Ветер очередной раз стал из Сильного - Нормальным и волны перестали захлестывать нижние орудийные порты турок (на что, кстати, очень рассчитывали британцы, когда спускались с ветра двумя колоннами под пушки противника).
Ответная стрельба турок была неприятна, начали гибнуть люди и уничтожатся пушки:


Lenox (первый в линии) и Bedford обстреливают турецкий корабль IV ранга (Gerçek)

Турецкий линейный корабль I ранга - "оторвался" от остальной линии, чем и воспользовались британцы


Понимая, что при нормальном ветре британцы потерями практически все преимущества быть "с ветра", а огонь 100-пушечника может быть очень неприятным: сэр Харди поднимает сигнал "Всем кораблям вступить в ближний бой!" и "Атаковать по готовности!", тем самым превращая линейный бой (в котором британцы явно начали уступать) в свалку, где важнее выучка экипажей (где британцы явно превосходили противника).
Lenox и Bedford начали маневр по сближению.
Примерно в это же время происходит самый трагический момент для английской эскадры - шальное ядро убивает на месте кэптена Худа на шканцах Glochester_а (шок для офицеров корабля продлился не долго, но достаточно, что бы корабль некоторое время остался без управления).
Вторая колинна (Bellona и Woolwich) нагнали хвост линии противника и оставаясь на ветре начали терзать отстающего Kahire:

 Турки начинают яростный огонь, но дистанция стрельбы не позволяла наносить серьезные повреждения:



 Бртанцы со всей скоростью на которую способны устремляются на прорыв линии противника. Контр-адмирал сэр Харди стоя на шканцах флагмана видя усиливающийся орудийный огонь противника (по мере сокращения расстояния наносимые повреждения становятся все ощутимее), воскликнул: "Господи, ну ты же дал Ветер Елизавете! Дай нам, Господи, ветра!!!"
К всеобщему удивлению, именно в этот момент, ветер усиливается и турки вынуждены закрыть нижние орудийные порты.
Над Lenox_ом прозвучало "трижды ура адмиралу Харди!!!". Моральный дух взлетел до невозможных величин. Корабли устремились к линии турков.
Сближаясь с линией - британцы получили несколько очень неприятных залпов, но сказалась плохая выучка турецких моряков (они не всегда успевали перезаряжать орудия) - влетели в линию:



 Проходя между кораблями было совершено несколько сокрушительных залпов, только с одного бортового залпа Lenox_а и Bedford_a на турецком Rodos погибло и было ранено до 180 человек экипажа, а также повреждено множество пушек, часть ядер попало под ватерлинию, упала бизань-мачта.





 Проходя за кормой флагмана Оттоманской Порты залп обрушенный на кору уничтожил множество человек команды и несколько пушек. Повреждения были настолько серьезными что моральный дух турецких матросов упал.



В конце турецкой линии Kahire вел неравный бой с двумя британскими кораблями, потери в орудийной прислуге и пушках уже составили прядка 180 человек и 16 орудий.

Наконец, воспользовавшись замешательством турков британские корабли начали хищно "бросаться" на обескровленные корабли Порты, завязалось несколько абордаждей: после мощного залпа двойными ядрами (при котором погибло порядка 100 человек экипажа на  Rodos_е) британцы забросили абордажные крючья и полезли на палубу - сопротивления практически не оказывалось, корабль был избит, а экипаж обескровлен, оставив призовую партию экипаж Lenox_а попробывал захватить Bir süredir, где состоялся упорный бой с командой корабля, но британская решимость и численное и качественное превосходство решило бой в пользу Британии.
Bedford, решив воспользоваться большими потерями в экипаже противника, подошел под очень удачным углом к Bayrak_ у (избежав бортового залпа, но "отхватив" продольный залп картечью от ретирадных орудий 100-пушечника (погибло и было ранено порядка 30 человек)) и попытались начать абордажные действия, однако разница в высоте бортов помешало этому, экипаж флагмана вел очень удачные действия по недопущению абордажа.
Вскоре к Bedford_у в попытке абордажа присоединился Glochester, однако разница в высоте бортов и активные антиаборжадные действия на флагмане Порты помешали и ему забраться на палубу.

 Призовая команда на Rodos_е не смогла справится с управлением кораблем и не смогла не допустить столкновения приза с Lenox_ом, в результате столкновения приз потерял еще и фок-мачту, однако спутывания такелажем не произошло и мачта упала на подветренный борт.





Ветер начал усиливаться и эскадры не смогли продолжить бой, турецкая эскадра без двух кораблей покинула зону видимости британской эскадры.
Британцы, оценив степень повреждения Rodos_а (почти 50% корпуса 2 из  3-х мачт и большая часть орудий уничтожены), решают его затопить.

Потери сторон:
Британия - 320 человек ранеными и убитыми
Оттоманская Порта - 800 человек ранеными и убитыми, порядка 500 захваченных в плен; два корабля захвачено.


Выводы и мысли

Туркам трижды жутко не повезло в игре (не считая изначально положения под ветром от противника):
1. Внезапное изменение ветра перед прорывом линии - турки получали модификатор -2 к стрельбе и там измочаленными бортами
2. Три (!!!) критических попадания (не повреждения) в один ход - мы первый раз увидели, что такое 3rr и 3rr,str - это, простите, очень зло
3. Откровенно не повезло с перезарядкой в ключевой момент

Ошибки обеих сторон, как разделение сил на две части и ставка на силу ветра, так и растягивание линии (ошибка даже великих - например Вильнёва или действия испанцев при Сент-Винсенте).
Я получил очень много опыта.
Спасибо оппоненту за игру.

7 комментариев:

  1. Да-а...
    Впечатляет.
    Только я не понял, а как вы влияние ветра на пушки считали? Там вроде бы наоборот должно быть - не туркам волнами борт захлестывает, а у англичан нижний дек погружается.
    З.Ы. У вас там остались лишние лэнгтоновские подставки для корабликов? а то есть тут одна идея.

    ОтветитьУдалить
  2. не, Дим, в правилах написано, что leeward сторона (т.е. подветренная). Если ветер в beating или broad reaching

    ОтветитьУдалить
  3. Ну да, все верно.
    Просто вы по моему перепутали корабль под ветром и подветренный борт.
    Наветренный борт - с той стороны откуду дует ветер
    Подветренный - это противоположный.
    Т.е. у вас обоих ветер был с левого борта - он наветренный, а правый, соответственно подветренный.
    Нужно видимо в правила картинку еще одну впихнуть, а то та что есть про другое.

    ОтветитьУдалить
  4. блин, сейчас перечитываю.
    Похоже, что так.
    Спасибо.
    Позвоню и обрадую бруду, что его начитили =)

    ОтветитьУдалить
  5. Вы,все же, решили использовать картонное поле, а не тряпичное? А почему?

    ОтветитьУдалить
  6. тряпичное полу у Димы дома... он никак не может добраться до клуба

    ОтветитьУдалить
  7. А может быть есть смысл крагиус покрасить?

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.